План Теория Практика Рефераты Литература Проверка Зачет

Мультимедиатехнологии

на сайте на Народ.Ру на Яндексе


Форум Чат Альбом Ссылки Адреса Отзывы эПочта

Тема 03. Восприятие цвета и звука

Тема CSMM03. Восприятие звука и цвета

   Музыка: поддержка файлов MP3, AAC, RealAudio 7 и 8, WAV, MIDI и AMR;
   технологии аурализации 
   аудиодиспетчер Nokia Audio Manager (NAM) 
	изображения, аудио и видео; поддержка профиля 3GPP SMIL, позволяющего 
	отправлять с помощью MMS короткие презентации 

    Аурализация 
      - процесс превращения звукового поля источника в пространстве в "слышимый
звук" путем физического или математического моделирования таким образом, чтобы 
смоделировать бинауральное слуховое ощущение на заданной позиции моделируемого 
пространства". 
   Сейчас этой проблеме уделяется очень большое внимание в специальной литературе:
появляется много научных статей и докладов, в том числе и на последнем конгрессе 
AES; разработаны специальные пакеты программ для реализации этой идеи; появились 
фирмы, которые специализируются на создании и внедрении таких программных 
продуктов, например, фирма Одеон, которая предложила свое определение: 
   "Аурализация искусство создания цифровых моделей бинауральных записей в 
несуществующих помещениях". 
   Иначе говоря, аурализация - это способ воссоздать трехмерное звуковое поле,
пытаясь с помощью компьютерных программ повторить способы обработки звука, 
которые слуховая система применяет к звуковому сигналу в помещении, чтобы 
создать ощущение пространства. 
   Необходимо отметить, что точное определение этого процесса пока еще не 
принято окончательно, а в русской технической литературе его вообще еще нет. 

Амплитудные эффекты:
1. Volume control - это, собственно, и не эффект вовсе, а просто регуляция громкости.
2. Tremolo и Auto tremolo - частое циклическое изменение высоты тона звука. Во втором 
случае характеристики тремоло определяются какими-либо ещё характеристиками (частотой 
тона, например).
3. Panning/ping-pong - циклическое смещение звука по стереопанораме (грубо говоря, 
имитация метания источника звука слева направо).
4. Gating/repeat percussion - тремоло со стопроцентной модуляцией сигнала волной 
квадратной формы (Square Wave).
5. Compression - сжимание динамического диапазона; увеличивается амплитуда слабого 
сигнала, в то время как амплитуда сильного сигнала уменьшается. Появились в 1970-е годы.
6. Expansion - эффект, обратный действию Compression: громкие звуки делаются громче, 
тихие - ещё тише.
7. Assymetric/Peak Compression - компрессия налагается только на громкий звук, в то время 
как общий уровень огибающей сигнала (waveform envelope) остаётся на месте.
8. Noise Gating - "гейтирование" шума. Поскольку шум, как правило, значительно тише 
основного сигнала, то при использовании данного эффекта устанавливается порог 
громкости, ниже которого сигнал просто подавляется.
9. Attack Delay - замедленная "атака" сигнала, вариант Noise gating с 
замедленным возрастанием силы сигнала. Иногда можно создавать эффект 
проигрываемой задом наперёд плёнки.
10. ADSR (attack, decay, sustain, release) - искусственное формирование 
огибающей. Эффект позволяет задать продолжительность "атаки", спадания (decay), 
удержания (sustain) и конечного угасания звука (release).
11. Limiting - разновидность ассиметричной компрессии, где обработке подвергаются
только сигналы с определённой амплитудой.
12. Auto Swell - "раздувание", повышение уровня громкости сигнала (или нескольких
определённых нот) с какого-то стартового уровня до максимума.

Эффекты задержки:
1. Reverb - реверберация, имитация отражений звука от поверхностей в пространстве. 
Наиболее реалистично себя ведут, естественно, цифровые ревербераторы. Сейчас 
появляются всё более хитрые системы имитации акустики реальных помещений (ведь 
это всё - сугубая математика), но и от простейших "пружинных" ревербераторов 
исполнители не желают отказываться.
2. Echo, Reverse Echo - комментарии, очевидно, излишни.
3. Flanging - эффект, который создаётся посредством смешивания основного сигнала 
с его несколько задержанной по времени копией, причём время задержки постоянно 
изменяется. Такой эффект несложно получить, используя стандартное оборудование,
и, по легенде, этот эффект открыли Beatles во время записи альбома. Компьютерщики 
в таких случаях говорят, что "баг" стал "фичей".
4. Chorus - дублирование сигнала с небольшим смещением высоты тона и
рассинхронизацией.

Искажения формы волны:
Эффекты Overdrive ("перегруз"), Distortion ("дисторшн") и Fuzz ("фуз") отличаются, 
по сути, только степенью искажения.При подаче сигнала на усилитель, он "сдавливается" 
лимитером и волна приобретает прямоугольную или близкую к ней форму - в связи с 
"перегрузкой" (clipping). Соответствующие иллюстрации вполне наглядно отображают
происходящие процессы. Чем острее углы, тем более скрежещущим оказывается звук. 
Чем более "острыми" оказываются углы, тем более скрежещущим оказывается звук на 
выходе. Этим активно пользуются исполнители тяжёлой музыки, хотя, для того, 
чтобы поубавить немузыкального скрежета, используются специальные фильтры, 
скругляющие углы. Степень искажения звука зависит напрямую от того, насколько 
увеличивается амплитуда обрабатываемого сигнала и насколько велика оказывается 
"перегрузка". А чем она больше, тем более "квадратной" оказывается волна. 
Характерно, что звук "перегруженной" электрогитары напоминает звучание 
синтезатора, настроенного на тембр Square Wave/Lead. Некоторые "примочки", 
обозначаемые как Fuzz Box, позволяли придавать волне совершенно квадратную 
форму. Это звучало хорошо до тех пор, пока исполнитель не брал две ноты сразу 
- тогда получалась грязь, поскольку возникало интермодуляционное искажение 
(Intermodulation distortion). Если взять две чистых синусоидальных звуковых 
волны (синусоидальная волна лишена тембральных характеристик, это так называемый 
"белый" звук) и произвести их интермодуляцию, то зазвучат не только эти две волны,
но ещё и две новые - сумма и разность частот обеих волн. Если взять ноты с 
частотами "ля"-440Гц и "ля"-880Гц (чистая октава), то кроме них получатся ещё 
одно "ля"-440Гц, плюс "ля"-1320Гц (то есть, ещё на октаву выше). Это будет 
звучать просто роскошно. Но если взять "ля"-440Гц и какую-нибудь другую ноту, 
разность и сумма будут совсем другими, и с гармонией можно будет распрощаться. 
К тому же у синусоидальной волны, в отличие от тех, что производят другие 
инструменты, начисто отсутствуют дополнительные гармоники - которые тоже влияют 
на интермодуляцию. В итоге получается чёрти-что. Существует и другие способы 
"музыкального искажения" звука. Например, посредством сильного лимитирования 
или компрессии. В отличие от перегрузки, звуковая волна при таком способе 
сохраняет многие свои характеристики, компрессии подвергаются только "пики" 
(наиболее высокоамплитудные части сигнала). Существует также очень интересный 
эффект: играешь одну ноту, а получаешь октаву. Этого можно добиться с помощью 
полного или частичного "выпрямления" сигнала (на иллюстрациях). Постепенное 
выпрямление (rectification) сигнала. В итоге получается октавное звучание. 
Это, конечно же, далеко не все эффекты, используемые в музыкальной сфере. 

 http://aip.mk.ua/cplusp/all_96/1n96y/1n96y4a.htm
   Еще несколько лет назад компьютер воспроизводил звуки лишь посредством 
встроенного динамика (именуемого иногда англоязычными с долей презрения beeper
- пищалка). Сейчас звуковые карты стали доступны практически каждому, а 
качественные запись и воспроизведение звука стали неотъемлемой частью работы 
компьютера. Ширятся мультимедиа-программы, в которых звук является важной 
частью представляемой информации. В компьютере звуковая информация, как и 
любая другая, хранится в файлах. Краткому описанию звуковых файлов и их 
форматов посвящена эта статья.

    Звуковые файлы можно разделить на 2 типа:
 с оцифрованным звуком;
 с нотной записью.

  Файлы с оцифрованным звуком
   Файлы с оцифрованным звуком содержат значения амплитуды звукового сигнала, 
измеренные через одинаковые промежутки времени tд. Процесс замены непрерывного 
сигнала последовательностью его значений называют дискретизацией (sampling).
  Частота дискретизации (sampling rate) fд - величина, обратная промежутку 
времени между измерениями (fд = 1/tд). Она показывает, сколько раз в секунду 
считывается значение сигнала, и измеряется в герцах или килогерцах (Гц, кГц).
    Каждое измеренное значение преобразуют в целое число длиной 8 или 16 битов 
со знаком или без (квантование, quantizing). Как и в магнитофоне, запись может 
осуществляться в режимах моно и стерео. Дискретизация и квантование выполняются 
аналого-цифровым преобразователем (АЦП). Воспроизводится оцифрованный звук с 
помощью цифро-аналогового преобразователя (ЦАП). Измеренная амплитуда звукового
сигнала называется отсчетом (sample).
    В соответствии с теоремой отсчетов (теорема Котельникова), в сигнале, 
измеряемом с частотой дискретизации fд, не должны содержаться гармонические 
компоненты с частотами выше fд/2, иначе цифровое представление сигнала не будет 
адекватно аналоговому.
   Иначе говоря, частота дискретизации должна быть как минимум вдвое больше 
максимальной частоты аналогового сигнала fmax:
    fд >= 2 fmax.
    Частоту fн = fд/2 называют частотой Найквиста. Это предельная частота, выше 
которой во входном сигнале не должно быть спектральных компонентов. Если в 
аналоговом сигнале присутствуют частоты выше fн, возникает эффект наложения 
спектров (aliasing). Поэтому полосу частот входных сигналов необходимо 
ограничить фильтром низких частот (ФНЧ), который в этом случае называется 
anti-aliasing-фильтром.
    На практике максимально допустимая частота сигнала определяется частотой 
подавления ФНЧ (граничная частота, с которой начинается полоса подавления). 
Амплитудная характеристика фильтра, как известно, за частотой среза спадает до 
нуля не перпендикулярно, а с некоторым наклоном. Поэтому fд и частота среза 
должны разниться более чем вдвое.
    Наиболее часто встречающиеся частоты дискретизации приведены в таблице 1
 
Значение (Гц)   Область применения и/или принцип выбора значения 
 
5 500           1/4 частоты дискретизации Macintosh 
 
7 333           1/3 частоты дискретизации Macintosh 
 
8 000           Используется для ИКМ-канала телефонного сигнала с A-, мю-законами компандирования 
(Рекомендации G.711 и G.712 МККТТ); рабочие станции NeXT используют частоту дискретизации 8012,82 Гц 
 
11 025          1/2 частоты дискретизации Macintosh, 1/4 частоты дискретизации компакт-диска (CD) 
 
16 000          Используется при сжатии в соответствии с Рекомендацией МККТТ G.722 
 
18 900          Стандарт CD-ROM/XA 
 
22 050          1/2 частоты дискретизации компакт-диска (CD), частота дискретизации Macintosh (последняя 
в действительности 22 254,54 Гц) 
 
31 250          Цифровая запись звука в видеомагнитофонах системы Video-8 (PAL) 
 
31 500          Цифровая запись звука в видеомагнитофонах системы Video-8 (NTSC) 
 
32 000          Цифровое радиовещание, цифровые (DAT - Digital Audio Tape) магнитофоны 
 
34 629          Звуковой канал телевидения 
 
37 800          Стандарт CD-ROM/XA (высокое качество) 
 
44 056          ИКМ-приставка к видеомагнитофону (NTSC) для записи звука 
 
44 100          Частота дискретизации компакт-диска (CD), цифровые (DAT) магнитофоны,
ИКМ-приставка к видеомагнитофону (PAL/SECAM) для записи звука 
 
48 000          Цифровые (DAT) магнитофоны 
 

Таблица 1. Распространенные частоты дискретизации.
    Некоторые форматы поддерживают произвольную частоту дискретизации (например 
VOC-файлы - в диапазоне 5 000...44 100 Гц); другие форматы - лишь некоторые 
частоты дискретизации (WAV-файлы могут быть оцифрованы лишь с частотами 11 025,
 22 050, 44 100 Гц). Это значит, что не всегда возможна конвертация (преобразование) 
файла одного формата в другой. Наиболее гибкое средство преобразования звуковых 
файлов различных форматов - программа SOX ("Sound Exchange"), которая допускает 
кроме конвертации различные эффекты (добавление эха, фильтрацию, изменение 
частоты дискретизации).
    Описанный выше процесс оцифровки называется импульсно-кодовой модуляцией 
(ИКМ, pulse coпродолжена в последующих номерах). Более дешевыми и распространенными 
стали SCSI-адаптеры, уже привычно используемые для устройств внешней памяти.
    Не отстала и другая периферия. Резко выросло производство и упали цены на 
жидкокристаллические панели с активной матрицей. Стоимость панели с диагональю 
10,4 дюйма уменьшилась втрое и составляет $350. Подешевели (правда всего на 20%) 
и обычные мониторы с 17-дюймовой ЭЛТ. Теперь их стоимость меньше $800. Понемногу 
дешевеют цветные принтеры.
    Мировой объем продаж компьютеров Pentium превысил уровень 486-х машин.
    В целом прошлый год показал вроде бы привычную картину эволюционного 
развития - повышение производительности и расширение ресурсов ПК при сохранении
и даже снижении его стоимости. Выпала из общего списка только оперативная память, 
да и то по причине ее острого дефицита в мире. "Прожорливые" Windows-приложения, 
да и Windows 95 сделали стандартным 16-мегабайтовый ПК, и рост производства 
просто не поспел за аппетитами ПО. Еще некоторое время память, конечно, будет 
предметом спекуляций, но затем подешевеет, наверное, и она.
    Первое впечатление - спокойное, динамичное развитие не предвещает в 
наступившем году резкой смены тенденций. Но в тихом омуте... Присмотримся к 
новостям из мира brandname.
    В 1995 году поступило как никогда много сообщений о крупнейших сделках. 
AMD приобрела NexGen, IBM - Lotus, SCO (Santa Cruz Operation) - UnixWare, 
носятся в воздухе слухи о покупке Apple, не говоря уже о слияниях и поглощениях 
более мелких фирм, в особенности производителей ПО. Эндрю Шульман (Andrew Schulman) 
еще в 1994 году в "Неофициальной Windows 95" обратил внимание на этот процесс, 
сравнив его с объединением автомобильной промышленности США (в 20-е годы в 
Америке было 75 автомобильных фирм, а остались единицы). Однако размах, который 
приобрело слияние крупнейших brandname в минувшем году, заставляет думать, что 
1995 год может стать последним в периоде "линейного" роста компьютеров. Вместо
приde modulation - PCM). При ИКМ отсчеты аналогового сигнала преобразуются в 
последовательность чисел.

    Для осуществления ИКМ необходимо произвести 3 операции:
 дискретизацию сигналов во времени;
 квантование полученных импульсов по амплитуде;
 кодирование квантованных по амплитуде импульсов (преобразование квантованного
 	 импульса в число).

    При квантовании непрерывно изменяющаяся величина преобразовывается в изменяющуюся 
ступенчато с заданными размерами ступеней. Этот процесс может выполняться с 
равномерными и неравномерными ступенями квантования. Ступень квантования - 
разность между двумя соседними заданными значениями квантованной величины.
    Очевидно, что любое значение входного сигнала между двумя соседними 
ступенями будет представлено одним и тем же числом, т.е. квантование всегда 
сопровождается ошибками.
    ИКМ с равномерным квантованием называют линейной. При равномерном 
квантовании относительная ошибка квантования зависит от величины отсчета 
входного сигнала. Относительное значение ошибки квантования велико для слабых 
сигналов и уменьшается с увеличением уровня сигнала. Высокие уровни сигнала 
квантуются с большим шагом, более низкие - с меньшим.
    Размер ступени квантования определяется требуемым соотношением сигнал/шум 
для минимального уровня сигнала. Равномерное квантование создает избыточное 
качество для сигналов высоких уровней. Кроме того, большие значения сигналов 
встречаются реже малых.
    Для устранения этих недостатков и, соответственно, уменьшения числа шагов 
квантования применяют неравномерное (нелинейное) квантование. Неравномерная 
(нелинейная) амплитудная характеристика квантующего устройства реализуется 
компандированием (сжатием динамического диапазона входных сигналов перед 
кодированием с помощью компрессоров и последующим его расширением после 
декодирования экспандерами).
    Компандеры (аналоговые и цифровые) применяются обычно с сегментными 
характеристиками. Сегментные характеристики - кусочно-ломаная аппроксимация 
плавных характеристик, при которой изменение крутизны происходит дискретно.
    Наибольшее распространение получили сегментные характеристики компандирования 
по А- и мю-закону (А и мю - коэффициенты в формулах, которые описывают кривые, 
образующие характеристики компрессоров и экспандеров). Мю-закон (mu-law) в 
англоязычной литературе также называют u-law (возможно потому, что греческая 
буква " " получается из латинской "u" пририсовыванием "хвостика").
    При дифференциальной (разностной) ИКМ (ДИКМ, differencial pulse code 
modulation - DPCM) вместо кодирования значения отсчетов кодируется разность 
между соседними отсчетами.
    Разность амплитуд соседних отсчетов обычно меньше амплитуд самих отсчетов, 
поэтому при одинаковом шаге квантования число разрядов необходимых при ДИКМ, 
меньше, чем при ИКМ. Таким образом снижается скорость цифрового потока.
    Разность между данным и предыдущим отсчетом называют ошибкой предсказания.
В ДИКМ используется предсказатель 1-го порядка, он предсказывает текущий отсчет 
по одному предыдущему (считает их равными).
    Адаптивная ДИКМ (АДИКМ, adaptive differencial pulse code modulation - ADPCM) 
- система ДИКМ с адаптацией квантователя (АЦП и ЦАП) и предсказателя. Информация,
необходимая для адаптации квантователя, извлекается из передаваемого сигнала 
(так называемая задержанная оценка). Адаптация предсказателя осуществляется 
как по величине сигнала ошибки, так и по величине восстановленного 
(предсказанного) сигнала. Такой способ не требует передачи на приемную сторону 
информации о параметрах предсказателя.
    Рекомендация G.721 МККТТ определяет алгоритм АДИКМ подобного типа при
использовании предсказателя 6-го порядка (скорость передачи 32 кбит/c).
    Применяются варианты АДИКМ, в которых информация для адаптации квантователя 
и предсказателя извлекается из исходного речевого сигнала (прямая оценка). В 
этом случае на приемную сторону передаются сведения о шаге квантования и 
параметрах предсказателя.
    Ввод/вывод звука возможен во многих типах компьютеров: IBM-совместимых, 
Macintosh фирмы Apple, Amiga фирмы Commodore, SPARCstation фирмы Sun 
Microsystems, NeXT фирмы NeXT, IRIS и Indigo фирмы Silicon Graphics (SGI), 
RISC-NEWS фирмы Sony, VAXstation 4000, DEC 3000 фирмы Digital Equipment 
Corporation (DEC), HP9000 фирмы Hewlett-Packard (HP), Atari (модели ST, STe, TT, 
Falcon), Acorn Archimedes, Tandy 1000.
    Файлы с оцифрованным звуком бывают двух видов: с заголовком (header) и без 
заголовка (headerless, raw - "сырой, необработанный"). В заголовке указываются 
параметры, которые характеризуют оцифрованный звук:

 частота дискретизации,
 количество битов на отсчет: 8 или 16,
 количество каналов - моно (1) или стерео (2), 
 а также некоторые другие данные:
 ASCII-символы, описывающие тип файла,
 длина записанных данных в байтах,
 номер версии формата,
 метод компрессии,
 
 смещение блока данных относительно начала файла. 
 
Заголовки могут содержать и иную информацию.
    Некоторые звуковые редакторы (GoldWave, CoolEdit) позволяют импортировать 
файлы с оцифрованным звуком без заголовка. При этом запрашиваются частота 
дискретизации, количество битов на отсчет, количество каналов. Затем информацию 
можно экспортировать (сохранить) в файле с заголовком (.wav, .voc).
    Заголовок .voc можно добавить и утилитой VOCHDR, а полученный файл 
конвертировать в .wav утилитой VOC2WAV (VOCHDR и VOC2WAV входят в поставку 
Sound Blaster 16).
    Приведем перечень распространенных форматов файлов с заголовком и без 
него представлены (см. таблицы 2 и 3).


Расширение 		Область применения/фирма разработчик 
.aiff, .aif              Типа AIFF и AIFC, компьютеры Apple, SGI -¦ ¦
.au 			 Компьютеры Sun, NeXT, DEC 
.avr             Предложен фирмой Audio Visual Research (заголовок 128 байтов)
.hcom   	 Компьютеры Macintosh
.iff             Типа IFF/8SVX, компьютеры Amiga 
.nsp             Записаны на аппаратуре CSL Model 4300B (фирма Kay Elemetrics) 
.sf              IRCAM Sound Files; программы CSound, MixView
.smp             Программа SampleVision (фирма Turtle Beach)
.snd             Компьютеры Sun, NeXT 
.sou               
.voc		 Voice File (фирма Creative Labs) - см. приложение 2 
.wav             Waveform Audio File (фирма Microsoft) - см. приложение 1 
 
  Internet предлагает стандарт MIME формата звуковых файлов, названный 
"audio/basic"- байт, 8000 Гц, мю-закон 

Таблица 2. Форматы файлов с заголовком.
Расширение       Область применения
.pcm		 PCM (ИКМ, импульлсно-кодовая модуляция) raw data
.raw             raw files (по умолчанию моно)
.snd             Компьютеры IBM, Macintosh, Amiga (байт, моно) 
.sb              signed byte (байт со знаком); по умолчанию 8 000 Гц, моно 
.sw              signed word (слово со знаком); по умолчанию 8 000 Гц, моно 
.ub              unsigned byte (байт без знака); по умолчанию 8 000 Гц, моно 
.ul              U-law (мю-закон), байт; по умолчанию 8 000 Гц, моно 
.uw              unsigned word (слово без знака); по умолчанию 8 000 Гц, моно
Таблица 3. Форматы файлов без заголовка.

    Файлы с нотной записью (song file, music file) содержат последовательность 
команд, сообщающих какую ноту и каким инструментом и как долго нужно 
воспроизводить в тот или иной момент времени. Формат может предусматривать 
одновременную игру нескольких музыкальных инструментов, в этом случае говорят 
о соответствующем количестве голосов (voices, каналов, channels, tracks). 
Например, плата Sound Blaster 16 поддерживает 20-голосный синтез.
    При воспроизведении файлов с нотной записью могут использоваться 
следующие виды синтеза :
 	FM-синтез - частотная модуляция, т.е. имитация исполнения реальным 
музыкальным инструментом (пианино, гитарой и т.п.) ноты путем формирования 
огибающей синусоиды с частотой этой ноты);
 	wavetable-синтез (табличный синтез) - использование оцифровок 
реальных инструментов, которые находятся в памяти самой звуковой платы ;
получение требуемой ноты из оцифровки одной ноты реального инструмента.
   Исходные оцифровки содержатся в файле с нотной записью или в отдельном файле 
(такие файлы одновременно являются файлами с нотной записью и содержат 
оцифрованный звук).

    Последний способ сначала применялся для проигрывания .mod файлов на 
компьютере Amiga, затем благодаря своей гибкости и большому количеству файлов
этого формата получил широкое распространение на различных типах компьютеров : 
IBM-совместимых, Macintosh, SPARCstation. Оцифровки инструментов (samples) в 
.mod файле - 8-битные, со знаком, без заголовка, частота дискретизации 10 кГц, 
получены применением линейной ИКМ. Причем оцифрована одна нота каждого 
инструмента ("до" первой октавы). В файле может быть до 31 оцифровки, каждая 
длиной до 128 КБ (обычно меньше).
    Звуковые платы при проигрывании файлов формата MIDI используют FM - или 
wavetable-синтез (wavetable-синтез поддерживают немногие звуковые платы, 
например, SoundBlaster AWE32).
    Перечень форматов файлов с нотной записью представлен в таблице 4.

Расширение  Область применения/фирма разработчик 
.amf        DSMI's (Digital Sound & Music Interface) internal module 
.cmf	    Creative Music File (фирма Creative Labs) 
.dmf        Delusion Digital Music File (32 канала) 
.far        Farandole tracker format (16 каналов) имеет разновидности:
            Farandole .fsm Sample/instrument format 
            Farandole .usm Sample/instrument format 
            Farandole .fpt Pattern format 
            Farandole .f2r Linear module (2.0) format 
.mid        MIDI (Musical Instrument Digital Interface) имеет 
            разновидности: 
            Roland LA (разработан фирмой Roland Corporation) 
            GM (General MIDI) - использует все 16 каналов 
            Basic MIDI - использует каналы с 13-го по 16-й 
            Extended MIDI - использует каналы с 1-го по 10-й 
            GS (General Sound) - расширение стандарта GM, 
            т.е. GM является подмножеством GS 
.mod        Первоначально использовался программами SoundTracker,
            NoiseTracker (компьютеры Amiga). Поддерживается 
		 многими программами IBM-совместимых ПК (4 канала, есть 
		 варианты до 32 каналов). 
.mtm         MultiTracker Module (32 канала) 
.nst         NoiseTracker Module (4 канала) 
.okt         Oktalyzer Module (8 каналов) 
.org         Intelligent Organ File, программа Intelligent Organ 
             (фирма Creative Labs) 
.rol         программа Visual Composer (фирма Adlib) 
.sbi         Sound Blaster Instrument File 
.sng         программа Sequencer Plus Pro (фирма Voyetra) 
.stm         ScreamTracker Module (4 канала) 
.s3m         ScreamTracker Module (16 каналов) 
.ult         UltraTracker File (32 каналa) 
.wow         Grave Composer format (8 каналов) 
.xm          Extended Module (2,4,6,8,10,...,32 каналa) 
.669         Composer 669 Module (8 каналов) 

Таблица 4. Форматы файлов с нотной записью.
    Файлы с нотной записью .mod и аналогичные (с оцифровками инструментов) 
можно послушать с помощью разнообразных программ-проигрывателей, которые 
обычно позволяют воспроизводить один формат файлов. Перечень популярных 
программ приведен в таблице 5.

Программа 	Количество инструментов Количество каналов  Формат файла
 
Composer 669     64			 8			 .669
Farandole	 64			 16			 .far
FastTracker	 31, 128		 6, 8, 16		 .mod
MultiTracker	 63			 32			 .mtm
NoiseTracker	 31			 4			 .mod, .nst
Oktalyzer	 8						 .okt
ProTracker       31			 4			 .mod
ScreamTracker	 31, 64			 4, 16			 .stm, .s3m
SoundTracker	 15			 4			 .mod
TakeTracker	 31			 4, 6, 8, 16, 32	 .mod
UltraTracker	 64			 32			 .ult
Unis 669	 64			 8			 .669
VisualPlayer				 4			 .mod
XTracker				 32			 .dmf

Таблица 5. Характеристики программ - проигрывателей
C помощью других проигрывателей можно прослушать звуковые файлы нескольких 
форматов:
 Dual Module Player (DMP, версия 3.00, 32 канала) .mod, .nst ,.stm, .s3m, .669, .far, .mtm, .amf
 Mod4Win (версия 2.10, 32 канала) .nst, .mod, .wow, .okt, .stm, .s3m, .669, .far, .mtm
 DMP при работе показываeт, как канал переключается с одного инструмента на другой 
. Mod4Win работает в среде Windows в фоновом режиме.

Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Беллами Дж. Цифровая телефония. -M, 1986. -544c.
2. Шкритек П. Справочное руководство по звуковой схемотехнике. -M: Мир, 1991. -446c.
3. Щербина В.И. Цифровая звукозапись. -M: Радио и связь, 1989. -192c.
4. Richard Heimlich, David M.Golden, Ivan Luk, Peter M.Ridge Sound Blaster: The Official Book. 
Osborne McGraw-Hill, 1993.

План Теория Практика Рефераты Литература Проверка Зачет
Hosted by uCoz